На связи..
6 февраля 1900 года радиоаппарат системы А. С. Попова передал на остров Гогланд приказ: ледоколу «Ермак» выйти в море для спасения унесенных на льдине рыбаков. Ледокол приказ выполнил, рыбаки были спасены, а человечество убедилось в том, что радио вещь не только любопытная, но и полезная.
Каждый порядочный джипер, да что джипер - просто любитель автопутешествий, может рассказать массу историй о том, скольких неприятностей он мог бы избежать, будь в его распоряжении удобные и компактные рации. Вот только оценить все удобство радиосвязи отечественный автолюбитель смог совсем недавно - когда в России было разрешено свободное пользование частотным диапазоном СВ (от английского citizen band - «гражданский диапазон»). Но вот беда, СВ-рации получаются довольно громоздкими, да и в отношении электричества оказываются весьма прожорливыми. И все же до недавнего времени другого варианта не было. Я и сам постоянно таскал в лес комплект портативных СВ-радиостанций, которые, впрочем, можно было назвать портативными весьма условно - в нагрудный карман такой полукилограммовый кирпичик не положишь.
Питание тоже выходило недешевым: комплекта из 9 батареек стандарта АА хватало всего на несколько часов. А тем временем на родине СВ-связи, в США, уже родились новые УКВ-стандарты, работавшие на частотах 400 - 800 мГц. Например, стандарт FRS (Family Radio System - семейная радиосвязь) работал на частоте 463 мГц. Это позволило снизить выходную мощность на антенне до 0,5 Вт, что, в свою очередь, резко уменьшило энергопотребление. Ну а самым главным было то, что более высокая частота позволила серьезно улучшить качество связи. И вот наконец счастливый момент - УКВ- радиостанции получили официальный сертификат Госсвязьнадзора, и теперь их может купить и использовать абсолютно любой человек, причем без всякой регистрации и бумажной волокиты. Мы в редакции, конечно же, не удержались и немедленно обзавелись комплектом из двух раций JJ Connect SP3380.
Первое, что ты видишь, даже не вскрыв упаковочный блистер, - это то, что станции действительно портативные. Размер аппарата меньше пачки сигарет, он легко помещается на ладони и буквально ничего не весит (меньше ста граммов вместе с четырьмя крохотными батарейками ААА). Вместе с тем аппаратик отнюдь не прост. Во-первых, он имеет 8 независимых частотных каналов в полосе 433 мГц. Это значит, что 16 человек могут беседовать попарно, не мешая друг другу. Во-вторых, станция имеет режим двойного наблюдения: вы можете поочередно беседовать с двумя людьми, причем станция автоматически переключится на тот канал, по которому поступит сигнал вызова. Тональный сигнал даст вам знать, что с вами хотят поговорить и что самое время взять в руки рацию, валяющуюся на торпеде, лежащую в кармане или висящую на поясе. Жидкокристаллический дисплей имеет подсветку для работы в ночное время, кнопки управления вполне удобны, а чтобы не сбить настройку, их можно заблокировать.
Ну и, наконец, самый важный вопрос: а на каком расстоянии вы можете связываться друг с другом? На упаковке было написано: до 5 километров. Весь мой опыт работы с СВ-радиостанциями говорил о том, что такого рода данные, во-первых, как правило, сильно завышены, а во-вторых, получены в абсолютно идеальных условиях. Ведь радиоволны распространяются по прямой, так что складки местности, здания, металлические конструкции являются для них непреодолимыми преградами.
Мы выехали на полевые испытания, и вот что у нас получилось. Опыт мы ставили так: мой напарник стоял на обочине дороги, а я отъезжал от него на автомобиле. Сигнал начал пропадать, и мы перестали понимать друг друга на расстоянии 1 км 800 метров. Но стоило мне выйти из машины, как связь восстановилась. Устойчивую связь между двумя машинами JJ Connect обеспечивает на расстоянии в пределах километра, видимо, кузов машины частично экранирует сигнал. Словом, заявленные пять километров можно получить разве что в случае, если один корреспондент находится в лодке, а второй - на вершине какой-нибудь возвышенности на берегу. Однако на самом деле реальной дальности работы станций будет вполне достаточно во множестве случаев. Во-первых, это идеальный вариант связи между водителем и его напарником, отошедшим, например, для поиска дороги. Оценят новинку и спортсмены-трофисты: трудно придумать что-нибудь более удобное для переговоров между пилотом и работающим с лебедочным тросом штурманом. Если вы едете в компании, то такие рации обеспечат уверенную связь между идущими в колонне машинами, если, конечно, вы не разъедетесь слишком далеко. Пригодятся они грибникам, рыбакам, охотникам, туристам. У нас в редакции первым оценил их удобство фотограф: теперь во время теста ему не нужно будет по двадцать раз подбегать к напарнику, чтобы объяснить, как именно поставить машину для эффектного кадра. Словом, замечательная вещь. И что приятно, не слишком дорогая: комплект из двух раций обойдется вам всего лишь в одну бумажку с портретом президента Франклина.
Автор Андрей СУДЬБИН,
фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА
Журнал 4x4
Комментарии |
|
|